linklj (linklj) wrote,
linklj
linklj

Почему ныне суфии в тени

Оригинал взят у skurlatov в Почему ныне суфии в тени
В среду 19 февраля 2014 года в 18.00 в Институте философии РАН в аудитории 525 (5-й этаж) начнётся заседание Открытого научного семинара Института Синергийной Антропологии (Москва) «Феномен человека в его эфолюции и динамике». Руководители Семинара – мои давние знакомые доктора-профессора Сергей Сергеевич Хоружий и Олег Игоревич Генисаретский. Доктор философских наук, ведущего научного сотрудника сектора философии исламского мира Института философии РАН Ильшат Рашитович Насыров сделает доклад на тему «Суфийская духовная практика и Ибн ‘Араби. К вопросу о его роли в судьбах духовной традиции ислама».

Тема интереснейшая, но форматы подобных семинаров меня не устраивают. Если бы было непринужденное peer-общение желательно за столом с напитками и яствами, как принято было в древнегреческих симозиумах, и каждый, в ом числе и я, мог высказаться по заявленному вопросу, и велась бы запись «мозгового штурма», и кто-нибудь расшифровывал её и выклдывал в интернет — вот это по-моему! А тратить полдня на дорогу и затем тупо воспринять с голоса мысли, в которые удобнее вчитаться-вникнуть по тексту, и задать вопрос-другой, когда мало времени на обсуждение, - удовольствие небольшое.

«Сегодня исламский мистицизм (суфизм) находится в глубоком кризисе, - констатируется в тезисах доклада. - Хотя в последнее время наметился интерес к суфизму, к богатому наследию его духовной практики, вполне очевидно, что суфизм уже больше не играет существенной роли в религии и культуре мусульманского Востока. Это особенно видно на фоне беспрецедентного роста влияния политического ислама в современном исламском мире. Почему многовековая духовная традиции ислама оказалась в столь незавидном положении, а ее духовная практика часто оказывается объектом профанации и коммерциализации?»

Мой ответ прост — суфизм достигал вершин влияния, когда проникался волей к экспансии и вдохновлял великий надконфессионально-политический проект. Вспомним Джалалладина Руми, этого духовного светоча Конийского султаната, из которого выросла Османская империя, или Акбара Великого и его суфийских сподвижников, породивших Божественную Веру (дин-и иллахи), ипостась исповедуемой мной Правой Веры. А разве Исмаил Гаспринский и другие наши замечательные джадиды не вдохновлялись суфийскими доктринами, модернизируя их? Где сейчас суфии, в каких проектах участвуют? Естественно, духовный вакуум заполняет такой реакционный примитив, как салафизм.

Ильшат Насыров продолжает - «Кризис суфизма и его духовной практики стал следствием не только действия целого комплекса политических и социально-экономических причин, в числе которых продолжающийся в мире ислама процесс модернизации, который сопровождается секуляризацией в обществе. Были и внутренние причины кризиса мистической традиции ислама. В западных академических кругах долго бытовало мнение, что свою роль в сведении на нет духовности в суфийской традиции сыграл умозрительный монизм Ибн ‘Араби (1165 – 1240) и его последователей, которые в своем стремлении рационализировать исламский мистицизм с помощью своих философско-метафизических доктрин лишили его изначальной сущности, которая зиждилась на сугубо личном и непосредственном мистическом переживании».

Я комментирую — Ибн ‘Араби развивал суфизм в духе исламского возрождения, и его идеи будут непременно актуализированы, если парвоверные в исламе захватят политическую инициативу, как на наших глазах произошло в Малайзии (имею в виду не только Махатхира бин Мохамеда, но и его ученика бывшего премьера моего ровесника и фактически суфия Абдуллу Бадави - почитайте его стихи).

«Тем не менее, - делает вывод Ильшат Насыров, - неоспоримый факт колоссального влияния, оказанного идеями Ибн ‘Араби на последующих суфийских мыслителей, требует взвешенной оценки его вклада в суфийскую традицию. Это необходимо не только для получения более объективного представления об этапах и факторах развития суфийской духовной практики, но и для понимания ее исторической перспективы».
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author