linklj (linklj) wrote,
linklj
linklj

Д. Симмонс. Террор

Оригинал взят у vpolkovnikov в Д. Симмонс. Террор


Давненько так не радовала и удивляла книга. Примерно с тех пор, когда была прочитана последняя книжка Жюля Верна. Кто там говорил про невозможность дважды обмакнуться в одну и ту же воду? А ведь получилось! Дэн Симмонс своим «Террором» всколыхнул что-то из юности, из времен чтения «Путешествие и приключение капитана Гаттераса» старика Верна. Арктика, холод, ужас полярной ночи и мороза, превышающего возможности человеческого терпения, голод, цинга и мужественные люди, полярные исследователи на утлом по нашим временам деревянном паруснике, затертом льдами – всё то же самое, что и тогда, в детстве.
Всё, да не всё. Просто повтори Дэн Симмонс Жюля Верна, цена его книжки была бы невысока. В том-то и сила современного писателя, что он смог возродить прошлое, приключенческую литературу XIX или XX веков в уже наших, современных книжных традициях. Чуть сместил акценты, добавил реализма, отсутствовавшего у писателей эпохи романтизма, утвердил жестокую действительность, но сохранил при этом дух приключений. Да еще обильно смазал его ужасом.
Ну и кроме того, Дэн Симмонс добавил и образовательного элемента, взяв за основу сюжета судьбу реальной пропавшей экспедиции Франклина, отправившейся на поиски северо-Западного прохода в 1845 году. Если покопаться в интернете, можно обнаружить, что полностью неизвестный к моменту написания романа конец экипажа слегка прояснился буквально несколько лет спустя. И многие предположения или построения Симмонса как бы не нашли исторического подтверждения. Но это видимое поражение автора на деле есть триумф его затеи – описать не просто конкретную экспедицию, но посвятить роман всем полярникам XIX века. Получается, что «Террор» - своего рода нарицательный роман.
Несколько слов о содержании. Излагая тему, немного непривычную и может быть скучно звучащую для современного незнакомого с Жюлем Верном (и ему подобными) читателя, автор вынужденно прибегает к стандартному приему – заинтриговать публику с первых же страниц чем-то необычным, крутым и страшным. Начинается роман сразу вмерзшим в лед кораблем, запертыми в арктическом плену моряками. А элемент завлекалки, интриги связан с кружащим вокруг судна звероподобным чудовищем. Дальше, когда читатель втянулся, автор встраивает в повествование флэш-бэки, дающие представление об истории всей экспедиции, о ее главных действующих лицах, о событиях, предшествовавших ледовому плену.
Затем следует основная часть – борьба людей за выживание. И это по-настоящему самое интересное, притягательное и отталкивающее, это тот клей, что намертво приковывает читателя к книге. Грамотная расстановка героики и драмы, борьбы и отчаяния, бытовых подробностей и нечеловеческих испытаний – Дэн Симмонс однозначно мастер слова и композиции. Если я скажу, что при чтении сам начинал испытывать холод и голод, это, конечно, будет преувеличением, но не сильным. Что-то внутри определенно шевелилось, что-то леденило и посасывало. Настолько заставить читателя погрузиться в роман может лишь действительно сильный автор. Что уж говорить об эмоциональных переживаниях. Их-то возбудить проще, чем физическое ощущение.
Полярная ночь, мороз порядка 50-60 градусов Цельсия, голод, цинга, отсутствие нормальной медицинской помощи, отчаяние, невозможность вырваться из ледового плена, ожидание медленной и мучительной смерти – и вроде бы с читателя уже хватит. Но нет, тут же следует невероятный всплеск, решительная попытка выжить, дойти до Большой Земли, дойти невзирая ни на какие мучения – и нате вам еще половник впечатлений. Раскол в отряде, предательство, убийства, каннибализм – и кажется, что уже ничего не добавить. Но не-е-ет, мы же помним о звероподобной твари, кружащей вокруг кучки людей, истощенных борьбой со стихией и обстоятельствами.
Тем, кто презрительно сморщиться при упоминании невероятного чудовища, могу сказать, что оно не имеет значения. Оно реально нужно лишь для привлечения внимания непритязательной публики, для придания роману атмосферы ужаса и для небольших встрясок начинающего провисать сюжета. На самом деле эпизоды появления чудовища спланированы грамотно. Ни больше, ни меньше его не надо. Да и попривыкнув к «Террору», читатель непременно поймет, что настоящий ужас Арктики – это не какая-то плотоядная тварь, это сама Арктика и неумение/нежелание человека принять ее правила.
Среди причин гибели экспедиции Франклина очень часто и совершенно верно называют неприятие англичанами XIX века опыта эскимосов. Там, где «дикие варвары» с легкостью выживают семьями и деревнями, благородные джентльмены с берегов Темзы вымирают пачками. Ошибки экспедиции в ее отношениях с природой Арктики автор сначала ненавязчиво демонстрирует через ряд мелких эпизодов, разбросанных по роману. В конце же, в последних главах он показывает это с ясностью, обезоруживающей даже не затыкающего уши читателя. И в этом неумении/нежелании Франклина и его товарищей кроется настоящая драма. При осознании этого простого факта они предстают практически самоубийцами.
В завершение отзыва еще несколько слов о мастерстве Симмонса. Он не просто излагает историю путешественников середины XIX века. Он восстанавливает атмосферу времени. Ну, может быть не точно, но вполне убедительно для современного читателя. Язык, которым пользуются герои, если и не по-настоящему тот, аутентичный, то уж точно не наш, не современный. Вообще весь стиль и течение повествования отлично моделирует эпоху. Это уже не халтура, не подделка, это настоящий роман, погружающий читателя не только в события сюжета, но и во время действия.
Еще разок для финальной точки: давно меня так не увлекала художественная книжка, давно я не испытывал тех, юношеских впечатлений. Отменно, что и говорить.

10 из 10
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author